История Ямальской литературы

Истоки национальной литературы (мифология, фольклор)

Культуру коренных народов Ямала этого периода можно охарактеризовать как мифологически-фольклорную. До начала XVIII века она развивалась без внешних воздействий. И даже указ Петра I о христианизации российских окраин не оказал, в силу целого ряда причин (огромные расстояния, кочевой образ жизни ненцев и значительной части ханты, незнание русского языка и, главное, стойкая привязанность их к традиционным языческим верованиям), серьёзных изменений на культуру северных народов. Культурное наследие коренных ямальцев передавалось из уст в уста. Среди жителей большого стойбища обязательно оказывался молодой сказитель или мудрый старец, мастерски исполняющий сказания: ярабц – плач, сюбнабц – героические поэмы, лаханако – сказки, и сё – индивидуальные песни героев (у ненцев). Эти легенды уносили слушателей в удивительный мир страны великанов – нгылека, снежного человека – нгаядар. В мифе ненцы и ханты выражали, может быть, самую главную черту своего ощущения мира – священное, трепетное и очень ответственное отношение к природе. В силу географических климатических условий у северных народов не сохранилось памятников письменности. Вот что по этому поводу пишет одна из первых учёных из числа коренных народов Севера Е. Г. Сусой: «…У нас на Севере, в тундре нет гор, скал, окаменевших отвесных склонов, где могли бы создаваться и сохраняться записи – разговоры путников, как в наскальной письменности. Может быть, и творили нечто подобное на снегу, в сугробах, на льду… Но солнце и вешние воды стирали это бесследно… Поэтому я всё больше убеждаюсь, что росписи-рисунки ненецкой женщины на одежде, обуви – уникальная, своеобразная письменность, узорная, многоголосая, рассказывающая о прошлом и настоящем нашего края». С началом миссионерской деятельности в начале XVIII века началось и широкое географическое изучение Севера. Экспедиции под руководством Г. Мессершмидта и П. Палласа внесли неоценимый вклад в научное описание края и народов, его населяющих. В конце XVIII века появляются первые исследовательские работы о народах Ямала и первая публикация ненецкого фольклора в Тобольске – в 1787 году была напечатана ненецкая сказка «Вада хасово».

Конец XIX – начало XX вв.

В конце XIX – начале ХХ веков русские православные миссионеры сделали первые попытки приобщить коренные народы к грамоте и изучению Священного Писания. Были предприняты усилия по выработке общенациональных языков и алфавитов коренных народов Севера. П. А. Попов подготовил переводы отдельных частей Библии на остяцкий и самоедский языки. Он же составил первый остяко-самоедско-русский словарь. В 1890-е годы в Обдорской миссии активно работал И. Егоров – автор первых букварей на ненецком и ханты языках. В 1898 году миссию возглавил отец Иринарх (в миру Иван Семёнович Шемановский), который по праву считается выдающимся просветителем Обдорского края. И. С. Шемановский положил начало культурному развитию на Ямале, с его именем связано основание в Обдорске пансионата для коренных народов Севера, миссионерской школы, библиотеки, краеведческого музея и архива. В конце XIX – начале ХХ веков также начались серьёзные исследования культуры коренных народов Ямала, главным образом, в лингвистическом, фольклорном и этнографическом направлениях. Огромный вклад в эти исследования внесли финский лингвист А. Кастрен, венгерский исследователь А. Регули, русский учёный А. А. Дунин-Горкавич, русский топограф, этнограф-экономист В. П. Евладов. С приходом «красного царя» (в 1920-е годы) продолжается развитие культурного приобщения коренных народов. Советская власть объявляет систематический, последовательный этап по ликвидации «отсталости» малых народов, среди которых ненцы и ханты. В местах их проживания, ярмарки, пересечения путей каслания создаются стационарные медицинские пункты, избы-читальни, школы, пункты по ликвидации безграмотности. К 1929 году Обский Север располагал сетью культурно-просветительских учреждений: 15 изб-читален, 6 красных уголков, 6 радиоустановок, 2 туземных дома. В 1920-е годы также ведётся активная работа по разработке алфавита северных народов. Ведущую роль в этом сыграли учёные и педагоги Ленинградского университета: В. Г. Богораз-Тан, И. С. Вдовин и другие. В тундре стали создаваться «красные чумы» и пункты ликбеза. Все взрослые, не умевшие читать и писать, после работы обязаны были приходить и обучаться грамоте. Одновременно возникли и национальные школы.

1930-е – 40-е годы XX века

1930–1940-е годы относят к периоду зарождения и письменного оформления национальных литератур Ямала. Ненецкая литература начинается с драматического рода. Первыми появляются агитационные пьесы на ненецком языке Ивана Фёдоровича Ного: «Тадебя» (1937) и «Вавле Ненянг» (1940). Обе пьесы несут чётко обозначенную идейную нагрузку: разоблачение шаманизма и прославление народного героя, выступившего против царского режима. В 1930-е годы педагоги и студенты Салехардского педагогического училища организован литературный кружок, где выпускался рукописный журнал «Искры Ямала». Здесь была проба пера молодых авторов, среди которых выделялся Иван Истомин. Первое его стихотворение «Олень» было опубликовано в окружной газете «Наръяна Нгэрм» в 1936 году. В Институте народов Севера, основанном в 30-е годы XX века, продолжается просветительская работа, её ведут выдающиеся исследователи культуры, языка, фольклора коренных народов Ямала, создатели первых пособий и словарей языков коренных народов Ямала: Г. Прокопьев, Г. Вербов, В. Чернецов, первый учёный-ханты Н. Терешкин и другие. Здесь обучаются и взращивают талант почти все основоположники национальных литератур народов Крайнего Севера, среди них ямальские писатели и поэты – ненец Л. В. Лапцуй, ханты Р. П. Ругин и другие.

1950-е годы XX века

1950-е годы ознаменованы профессиональным становлением одного из родоначальников ямальской национальной литературы – Ивана Григорьевича Истомина. В 1953 году выходит в свет его первый поэтический сборник на ненецком языке «Наш Север». В нём автор описывает красоту родного края, вклад ямальцев в Великую Победу, даёт наставление ямальскому народу и, конечно же, прославляет правителей Советского Союза: В. И. Ленина и И. В. Сталина. Уже в 1955 году И. Г. Истомин первым из ямальских авторов принят в Союз писателей СССР. Будучи редактором окружной газеты «Наръяна Нгэрм», Иван Григорьевич открывает самобытный литературный талант будущего поэта и писателя Леонида Васильевича Лапцуя и приглашает его внештатным корреспондентом ненецкоязычной газеты. 50-е годы ХХ века связаны с именем ещё одного человека, внёсшего огромный вклад в изучение культуры ненецкого народа. В 1953 году впервые приезжает в экспедицию на Ямал кандидат исторических наук, этнограф Людмила Васильевна Хомич. Цель экспедиции – изучение ямальского и тазовского говоров ненцев. По результатам этой поездки Л. В. Хомич опубликовала статью «Имя прилагательное в ненецком языке». В дальнейшем по итогам экспедиций, в том числе и на Ямал, Людмила Васильевна выпустит множество статей и монографий о культуре и быте ненцев.

1960-е годы XX века

В 1960-е годы увидели свет поэтические сборники на национальных языках. В 1960 году на ненецком – Ивана Антоновича Юганпелика («Я пою»), Леонида Васильевича Лапцуя («Мань Ямалми, вадёд» – «Цвети, мой Ямал»), а в 1963 году на хантыйском – Романа Прокопьевича Ругина («Лыланг ик» – «Живая вода»). Стихотворные произведения этих поэтов знаменуют собой зарождение национальных ненецкой и хантыйской литератур. В поэзии этого периода воспевается «свободный, советский Ямал, волей партии и народа возрождённый к новой жизни, простые советские люди, преобразующие тундру, великий Ленин, принёсший свободную жизнь на Ямал, освободивший ненцев, ханты, селькупов от вечной мглы». В марте 1961 года в Доме творчества Комарово под Ленинградом состоялось значимое для молодой национальной литературы событие – первая Всероссийская конференция литераторов народностей Севера и Дальнего Востока. В ней приняли участие представители коренных народов Ямала – Иван Григорьевич Истомин, Леонид Васильевич Лапцуй и впервые заявивший о себе как о поэте Прокопий Ермолаевич Салтыков. Молодые писатели читали стихи на родном языке, обменивались опытом. Итогом конференции стал выпуск сборника «Север поёт». Здесь же произошла главная встреча Л. В. Лапцуя с переводчицей Лидией Иосифовной Грудининой; её он называл своей литературной матерью. Вдохновлённые и готовые к новым творческим победам, ямальские поэты в 1962 году участвуют в первом региональном совещании молодых поэтов и прозаиков Обского Севера в Салехарде. Результатом стали сборник «Северные россыпи» и признание творчества молодых авторов. В 1963 году шестеро профессиональных писателей тюменского края, среди которых ненецкие поэты и прозаики Иван Истомин и Леонид Лапцуй, сплотились в профессиональную организацию «Содружество тюменских писателей».

1970 – 80-е годы XX века

1970–1980-е годы можно назвать десятилетиями «разведочных» очерков и публицистики, восторженных стихов и поэм, рассказов, рождённых по горячим следам событий, опубликованных, как правило, в газетах и коллективных сборниках. Освещаемые события связаны с эпохой открытия нефтегазовых месторождений. Первым открыли Тазовское месторождение – в 1962 году, затем последовали крупнейшие в мире Уренгойское, гигант мировой величины Медвежье и другие. До 1970-х годов на Ямале был лишь один город – Салехард, а в 70–80-е годы прошлого века появляются современные, благоустроенные молодые нефтегазовые города – Надым, Новый Уренгой, Ноябрьск, Муравленко, Губкинский. Их заселяют не только работники специальных предприятий, но и педагоги, медики, специалисты учреждений культуры, журналисты. Отсюда и новые имена в литературном мире Ямала: Богдан Федорив (г. Губкинский), Михаил Порядин (г. Муравленко), Виталий Котов (г. Ноябрьск) и другие. Немало стихов и поэм разведчикам ямальской целины и её недр посвятил Леонид Васильевич Лапцуй. Он проникся к ним глубоким уважением и, как истинный хозяин тундры, приглашает друзей приехать жить и трудиться под куполом северного неба. В своих произведениях он восхищается трудовым подвигом рабочего человека, вот лишь некоторые из них: «Геологи», «Звёздный хоровод», «Новая легенда», «На струне времени» и другие. Позднее, видя изменения в хрупкой экосистеме тундры, произошедшие после прихода геологов и нефтегазопромысловиков, перо Л. В. Лапцуя становится острее – он призывает к бережному отношению к природе и быту коренных народов Ямала. Глубокие размышления о губительных последствиях технического прогресса, варварском разорении тундры отразились и в повести Романа Прокопьевича Ругина «Гул далёкой буровой». Творческим открытием этого периода стал выход прозаических произведений Анны Павловны Неркаги. Правдивостью и искренностью в изображении жизни ненцев поразили её ранние повести «Илир» и «Анико из рода Ного». Судьба маленького ненецкого мальчика, оторванного от родителей, представлена в автобиографической поэме Леонида Васильевича Лапцуя «Эдейка». Опубликованный в 1970 году роман Ивана Истомина «Живун» можно признать первым произведением большой эпической формы, написанным ямальцем о Ямале. В нём отражена утопическая идея о вечной советской мечте, счастливом и справедливом устройстве общества, возможности построения рая на земле. С очерками и сказками входит в литературу этого времени и Юрий Николаевич Афанасьев. Этот период – осознание первым поколением национальной интеллигенции своей этнической идентичности и попытка воплотить идею социального переустройства мира. Налицо идеализированность и утопичность произведений, романтическое стремление к созданию нового, лучшего мира, вера в идею переделки человека и возможность построения более справедливого общества.

1990-е годы XX века

Принципиально новый этап развития литературы региона начинается в 1990-е годы. Этот период характеризуется критическим отношением к советским ценностям и русскому миру в целом, который нередко рассматривается как чуждый коренным народам Севера. Это начало эпохи зрелости ямальской литературы, избавление от комплекса ученичества. Открывает десятилетие выход в свет главной повести ненецкой писательницы Анны Павловны Неркаги «Молчащий», где она вводит трагедию своего народа в общемировой и даже вселенский контекст. Повесть «Ритмы тундры» Ю. Н. Афанасьева, вышедшая в 1994 году, по способу осмысления действительности можно сблизить с «Молчащим». И там, и тут не описание бытовых и житейских подробностей, а поиск глубинных основ жизни, попытка обнаружения закономерностей развития северной цивилизации. Самобытнейшее художественное явление конца 20 века представляет собой произведение Нины Ядне «Я родом из тундры», которое ненавязчиво и с любовью знакомит со своеобразной природой тундры, с культурой и бытом ненцев. Нина Ядне ищет и находит те нравственные и духовные ценности, которые передаются из поколения в поколение. Важными событиями этого периода также являются организация 17 апреля 1997 года Союза писателей Ямала и выход в свет первого выпуска литературно-художественного альманаха писателей Ямала «Обская радуга» (1998). Альманах, возглавляемый Ю. Н. Афанасьевым, объединяет творческих единомышленников, открывает новые литературные имена, которым суждено стать настоящими профессионалами. По страницам альманаха можно составить впечатление о том, что такое литература Ямала конца ХХ столетия, о том, насколько разнообразен жанрово и стилистически художественный мир ямальских литераторов, таких, как В. Мартынов, Н. Данилов, Л. Нетребо, Ю. Кукевич, Ю. Митин и др. Тема обживания Севера ждёт нового взгляда. А также тема потерянности, когда закончилась северная романтика, и реальным людям – а значит, и героям произведений – нужно осмыслять по-новому своё место и назначение. Для литературы это задача увлекательная, но сложная. Ямальские литераторы на пороге ХХI века обращаются к Человеку с просьбой остановиться, оглядеться окрест себя и заново оценить то, что с ним произошло, чтобы узнать, какими мы можем стать завтра и каким будет мир вокруг нас.

2000-е годы XXI века

Начало XXI столетия – период в истории ямальской литературы достаточно непростой. Современная ямальская литература как бы находится на границе между сверхэкспериментом и традиционностью. Писатели Ямала обращаются к ранее запретной теме политических репрессий XX века, по-новому осмысливают исторические события Великой Отечественной войны и, главное, обращаются к культурным истокам двух основных коренных народов, проживающих на Ямале, – ненцев и ханты. Малоизвестные страницы печально известной 501-й стройки открывает читателям ямальский журналист и писатель Николай Дудников в романе «Концлагерь Комариный» (2001). Результатами научных исследований, подкреплёнными архивными материалами, раскрывает её историю Вадим Гриценко в изданиях «История Ямальского Севера в очерках и документах» и «История мёртвой дороги». Освещает тему 501-й стройки и краевед Людмила Липатова. Казалось, уже невозможно удивить чем-то новым о Великой Отечественной войне. Салехардский краевед Сергей Шулинин рассказывает о малоизвестных событиях военных действий в Карском море. В 2017 году выходит в свет уникальный двухтомник «Ямальский мемориал арктических летописей», рассказывающий о трагедии конвоя БД-5, произошедшей в годы войны у берегов Ямала. Обращается к сложному для истории России времени и Зинаида Лонгортова. В повести «Хон Юш» (2019) она показывает на примере своей семьи подвиг хантыйского народа, обогревшего сотни детей разных национальностей, его вклад в Великую Победу. Началу XXI столетия характерно обращение литераторов Ямала к фольклорным истокам коренных народов. Ненецкий автор Надежда Салиндер публикует фольклорные произведения своего народа в сборниках «Любушкины звезды» (2003), «Легенды и мифы древней земли» (2015). Роман Ругин издаёт народно-литературные сказки в сборнике «Легенды и мифы народа ханты». Зинаида Лонгортова с любовью собирает фольклор своего народа; в начале XXI столетия у неё вышли сборники «Земля сказок» («Монсян мув», 2008), «У рыбной реки, на оленьей земле» (2016), «Ими Хилы» (2017) и другие. Литература Ямала прошла большой путь становления и развития за очень короткий промежуток времени и продолжает развиваться. Впереди литературные победы именитых современных писателей и поэтов: А. Неркаги, Ю. Кукевича, Н. Ядне, В. Барыльченко, А. Дробота, В. Богдановой, Л. Ефремовой, И. Крисановой и других. А также знакомство ямальцев с творчеством молодых начинающих писателей: А. Окотэтто, С. Няч, А. Морозовой.